К усато-полосатым на Руси всегда было особое отношение. Наши далекие предки совершенно не сомневались в его «божественности».
Кошка считалась священным животным-компаньоном «бога скота» Велеса, который также почитался как покровитель воинов, путешественников и охотников, владелец торговли, искусства и магии. Кроме этого, в образе кошки по земле могла бродить Макошь – богиня судьбы, покровительница женщин и женских промыслов, владычица воды, Земля-Мать Сыра.
В этой ситуации разумному человеку и в голову не могло прийти оскорбить кошку. Если не разозлишь Велеса, то точно разозлишь Макошь. Глупо бороться с тем, кто плетет нить твоей судьбы.
Макошь
И это даже если не вспомнить такого славянского «кота», как Кот Баюн, который мог своим мурлыканьем и разговором усыпить незадачливого путника (а потом, конечно, сожрать), а мог вылечить любую болезнь и подарить вечную жизнь.
Однако и после принятия христианства наши предки продолжали ценить кошек. В памятнике русского права XIII-XIV веков Митрополичьей управе указано, что за кражу кошки преступник должен был заплатить хозяину штраф в размере трех гривен. Для сравнения, штраф составлял 60 кун за лошадь и 40 кун за корову. Одна куна была равна 1/50 гривны. То есть кот ценился почти в четыре коровы и больше двух лошадей.
С экономической точки зрения это кажется удивительным, ведь хозяйство содержали лошади и коровы. Но таков был закон.
А как же Васька? Есть такая версия.
После христианизации предки долго и достаточно умело «вплетали» в свою жизнь остатки язычества. Естественно, они не могли открыто упоминать имя бога Велеса. Вместо этого славяне перенесли свои представления о нем на христианского святого Власия, который также почитался как покровитель животных. Нередко храмы Сан-Бласа возводились даже на месте храмов Велеса.
Соответственно и кот перешел от Велеса к Власию “по наследству”. Отсюда и пошло прозвище – последовательный. Церковь не разрешала называть котов Власиями (или даже Влашками), но против Васьки возражений не было.